Положение о рабочей образовательной программе по внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО
«УТВЕРЖДАЮ»
_________________И.В.Кирилина
«________»_______________2011
Положение
о рабочей образовательной программе по внеурочной деятельности
в условиях введения ФГОС НОО
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 06 октября 2009 г № 373, Уставом МБОУ СОШ №4, образовательной программой и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по внеурочной деятельности.
1.2. В соответствии с требованиями ФГОС «основная образовательная программа начального образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность».
1.3. Рабочая образовательная программа (далее – Программа) – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания курса, основывающийся на примерную или авторскую программу внеурочной деятельности и обязателен для выполнения в полном объеме.
Все Программы являются составной частью основной образовательной программы МБОУ СОШ №4
1.4. Программа разрабатывается учителем начальных классов, педагогом объединения внеурочной деятельности, педагогом дополнительного образования по определенному курсу на учебный год или на 4 года самостоятельно (авторская программа) или на основе переработки примерных программ.
1.5. Программа рассчитана на обучающихся определенной возрастной группы. Количество групп, их наполняемость, время занятий и их периодичность проведения определяются локальным актом школы.
1.6. В определении содержания программы разработчики руководствуются педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности обучающихся и их родителей, а так же на достижение планируемого уровня результатов.
1.7. Программы внеурочной деятельности структурированы в соответствие с направлениями внеурочной деятельности согласно ФГОС НОО:
спортивно-оздоровительное; духовно - нравственное;
общеккультурное;
общеинтеллектуальное;
социальное.
2. Структура рабочей образовательной программы по внеурочной деятельности
2.1. Структура Программы (Приложение 1) является формой представления курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
Титульный лист.
Пояснительная записка
Учебно-тематический план.
Содержание программы.
Методическое обеспечение.
Список литературы.
2.2. Разработчики Программ вправе изменить содержание (не более 10%, если это примерная программа курса) и объекты творческой деятельности школьников, формы организации внеурочной деятельности (кружок, секция, клуб, студия, научное общество учащихся, малая академия наук и др.) и, соответственно, форму подведения итогов работы того или иного объединения детей (выставка, выставка-ярмарка, слёт, конференция, соревнование, конкурс, фестиваль, отчётный концерт и т.п.).
3. Оформление рабочей образовательной программы по внеурочной деятельности
3.1. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4, таблицы вставляются непосредственно в текст, ориентация страницы «книжная».
3.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения.
3.3. Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблиц.
3.4. Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги), если он полностью изучен. Допускается оформление списка литературы по основным разделам изучаемого курса.
4. Экспертиза и утверждение рабочей образовательной программ по внеурочной деятельности
5.1. Рассмотрение Программы предполагает следующие процедуры:
- внутренняя экспертиза проводится
на ШМО учителей начальных классов
заместителем руководителя, курирующим данное направление
- внешняя экспертизы авторских Программ проводится группой экспертов (по согласованию).
5.2. Рабочая образовательная программа по внеурочной деятельности утверждается приказом директора МБОУ СОШ №4 с указанием даты, печати школы и подписи руководителя школы ежегодно в начале учебного года (до 5 сентября текущего года).
5.3. Согласование Программы проводит руководитель МО начальных классов с указанием даты, номера протокола, подписи.
5.4. Программы учреждений дополнительного образования, культуры и спорта утверждаются руководителями учреждений и согласовываются с руководителем МБОУ СОШ №4.
5.5.При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям, руководитель образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем руководителя, курирующим данное направление.
Приложение 1. Регламент разработки рабочей образовательной программы внеурочной деятельности
Структура программы |
Содержание структурных компонентов программы |
Титульный лист |
|
Пояснительная записка |
Раскрываются цели образовательной деятельности, обосновывается отбор содержания и последовательность изложения материала, дается характеристика формам работы с детьми и условиям реализации программы. 1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс: • актуальность; • практическая значимость; • связь с уже существующими по данному направлению программами; • вид (модифицированная, экспериментальная, авторская программа); • новизна (для претендующих на авторство). 2. Цель и задачи программы. Цель — предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность-Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели. 3. Отличительные особенности программы: • базовые теоретические идеи; ключевые понятия; • этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь. В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий. 4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа: - возраст детей и их психологические особенности; -особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.); число обучающихся по годам обучения (обосновать); - режим занятий: общее число часов в год; число часов и занятий в неделю; периодичность занятий. - прогнозируемые результаты и способы их проверки: 5. Уровень результатов работы по программе: Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. 6.Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей (могут быть представлены на выставках, соревнованиях, конкурсах, конференциях) 7.Планируемые результаты |
Учебно –тематический план |
Раскрывается последовательность тем курса, указывается число часов на каждую тему, соотношение времени теоретических и практических занятий. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. |
Содержание программы |
Это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описание темы включает: • ее название; • основные узловые моменты; • формы организации образовательного процесса (теоретические, практические). |
Методическое обеспечение программы |
Краткое описание основных способов и форм работы с детьми, планируемых по каждому разделу: индивидуальных и групповых; практических и теоретических; конкретных форм занятий (игра, беседа, поход, экспедиция, экскурсия, конференция и т.п.). Желательно пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм занятий. • Описание основных методов организации учебно-воспитательного процесса. • Перечень дидактических материалов. Краткая характеристика средств, необходимых для реализации программы: кадровых, материально-технических — дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов (в расчете на число обучающихся). |
Список литературы |
Приводятся два списка литературы: используемая педагогом для разработки; программы и организации образовательного процесса; рекомендуемая для детей и родителей. |