ОТЧЁТ об апробации модели интеграции общего и дополнительного образования для обеспечения планируемых метапредметных результатов образования обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС
ОТЧЁТ
об апробации модели интеграции общего и дополнительного
образования для обеспечения планируемых метапредметных результатов образования обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования «Дом детского творчества»
(г. Дивногорск)
(наименование образовательной организации)
- 1.Краткая характеристика обучающихся, принявших участие в апробации (количество, нозологии, возраст)
В апробации в МБОУ СОШ № 4 приняло участие 5 обучающихся ОВЗ среднего звена, в т.ч.:
№ |
Нозология |
Возраст |
Характеристика |
|
РАС |
5 А, 11 лет |
обучается по АООП в школе (индивидуальные занятия с учителями-предметниками, посещение отдельных занятий с классом), речь внятная, идет на контакт с окружающими, чаще отвечает на поставленный вопрос, в качестве тьютора - мама |
|
Сахарный диабет |
5 Б, 10 лет |
Обучается по ООО, индивидуальный подход к приему лекарств и питания, группа ЛФК |
|
Почечная недостаточность |
6 Б, 11 лет |
Обучается по ООО, группа ЛФК |
|
ДЦП |
7 Б, 12 лет |
Обучается по ООО, группа ЛФК |
|
Заболевание сердечнососудистой системы |
8 Б, 13 лет |
Обучается по ООО, группа ЛФК |
В МБОУ ДО «ДДТ» 6 обучающихся и воспитанников из общеобразовательных школ и дошкольных учреждений города (рекомендации ПМПК): 2 ребенка 6 лет, 1 ребенок – 8 лет, 2 – 10 лет, 1 обучающийся – 14 лет.
2. Краткая характеристика реализуемых программ общего образования
Четверо обучающихся ОВЗ среднего звена МБОУ СОШ № 4 обучаются по основной образовательной программе, кроме занятий по физической культуры (для обучающихся организованы занятия в группе ЛФК). Обучающийся с РАС обучается по адаптированной образовательной программе для обучающихся с расстройством аутистического спектра.
В МБОУ ДО «ДДТ» из 6 занимающихся: 3 обучаются в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (по заявлению родителей, которые отказались от индивидуальной программы), 3 обучающихся работают по индивидуальным программам).
3. Краткая характеристика реализуемых дополнительных общеобразовательных программ в рамках апробации модели
Обучающиеся МБОУ СОШ № 4 в рамках внеурочной деятельности занимаются:
№ |
Нозология |
Возраст |
Программы |
|
РАС |
5 А, 11 лет |
Индивидуальная адаптированная дополнительная программа «Акварель» на базе МБОУ ДО «ДДТ» |
|
сахарный диабет |
5 Б, 10 лет |
Кружковая работа: Программа «Спортивный мир»: модуль теннис |
|
почечная недостаточность |
6 Б, 11 лет |
Кружковая работа: Программа «Спортивный мир»: модуль теннис |
|
ДЦП |
7 Б, 12 лет |
Кружковая работа: Программа «Виртуальная реальность», модуль «Информационная деятельность человека»; |
|
сердечно-сосудистая система |
8 Б, 13 лет |
Кружковая работа: Программа «Школьный праздник: от А до Я» |
В МБОУ ДО ДДТ:
№ |
Нозология |
Возраст |
Программы |
1 |
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата (ампутация руки) |
14 |
ДООП «Кожаный мяч» (футбол) Воспитанник занимается в общей группе |
2 |
Нарушения функций органов чувств, в частности зрения, слуха |
10 |
ДООП «Театр моды», ДООП ХА «Огонек» Воспитанник занимается в общей группе |
3 |
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата (сколиоз) |
10 |
ДООП «Джей –данс» Воспитанник занимается в общей группе |
4 |
РАС |
8 |
ДООП «Акварель (ИТР) |
5 |
РАС |
6 |
ИП «Капитошка» (индивидуальное обучение) |
6 |
Синдром Дауна |
6 |
ИП «Капитошка» » (индивидуальное обучение) |
В МБОУ ДО «ДДТ» имеется возможность заниматься по АОП по следующим программам:
1. Индивидуальная адаптированная дополнительная программа «Капитошка» (изобразительное искусство);
2. Индивидуальная адаптированная дополнительная программа «Акварель» (изобразительное искусство);
3. Индивидуальная адаптированная дополнительная программа «Джей-данс» (аэробика);
4. Индивидуальная адаптированная дополнительная программа «Веселые нотки» (вокал).
Все программы разработаны на основе дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с использованием рекомендаций ТПМПК (территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия) для каждого конкретного ребенка. По рекомендации ТПМПК программы адаптированы как для индивидуального обучения (1), так и для обучения в общей группе по индивидуальной траектории (2,3,4).
4. Краткая характеристика кадрового состава (количество педагогов, специальности, их квалификация)
МБОУ СОШ № 4:
Количество педагогов по заявленным программам: 3
Специализация / квалификация – педагоги дополнительного образования по:
– «Спортивный мир» (первая категория);
– «Виртуальный мир» (первая категория);
– «Школьный праздник» (первая категория).
МБОУ ДО «ДДТ» по АОП обеспеченность:
Количество педагогов – 4;
Специализация / квалификация – педагоги дополнительного образования по:
– изобразительное искусство (первая категория);
– изобразительное искусство (соответствие);
– хореография (первая категория);
– вокал (высшая категория).
5. Вид интеграции
В рамках модели «Школа как социокультурное пространство» используются оба вида интеграции:
– содержательная интеграция, в рамках которой была проведена ревизия программ школы и УДОД, спроектированы необходимые изменения в содержании программ, технологиях, условиях и способах контроля и оценки результатов, обеспечено выстраивание межпредметных связей между программами учебных предметов и дополнительными общеразвивающими программами;
– организационная интеграция через установление договорных отношений между школой и учреждением дополнительного образования (МБОУ ДО «ДДТ» г.Дивногорска) о совместной деятельности по достижению общих образовательных результатов.
6. Цель, основные задачи апробации.
Цели: Отработка механизмов взаимодействия школы и сотрудничающих с ней учреждения дополнительного образования и др. организаций с целью расширения и обогащения образовательного пространства, обеспечивающего достижение планируемых метапредметных результатов образования обучающихся, в том числе с ОВЗ в соответствии с ФГОС.
Задачи апробации:
1. Проведение диагностики интересов детей и запросов их родителей
2. Анализ возможностей, оценка ресурсов МБОУ СОШ № 4 и МБОУ ДО «ДДТ».
3.Разработка программно-методического обеспечения для реализации модели, проведение экспертизы дополнительных общеобразовательных программ.
4.Апробация различных вариантов организации образовательной деятельности при реализации модели интеграции с привлечением ресурсов нескольких организаций.
5. Разработка нормативно-правовой базы для реализации (апробации) модели интеграции.
7. Описание плана апробации модели, видов запланированных работ:
№ |
Мероприятия, действия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Проведение орг. встречи по разработке деятельности в соответствии с разработанной моделью интеграции |
До 27.08.2016 |
Руководители учреждений МБОУ СОШ № 4, МБОУ ДО «ДДТ» |
2 |
Составление плана интеграционного взаимодействия учреждений |
До 27.08.2016 |
Руководители учреждений Зам. директора МБОУ СОШ № 4 Ж.В. Федосеева Зам.директора МБОУ ДО «ДДТ» Т.Ю. Крылова |
3 |
Информационное обеспечение интеграционного взаимодействия учреждений |
До 01.09.2016 |
Ж.В. Федосеева Т.Ю. Крылова |
4 |
Разработка нормативной базы организации внеурочной деятельности (положения о ВД, должностных инструкций, договоров о сотрудничестве и пр.) |
До 01.09.2016 |
Ж.В. Федосеева Т.Ю. Крылова Методисты «ДДТ» Зам.директора по методической работе МБОУ СОШ № 4 |
5 |
Определение перечня реализуемых дополнительных общеобразовательных программ |
До 01.09.2016 |
Ж.В. Федосеева Т.Ю. Крылова Методисты «ДДТ» Зам. директора по методической работе МБОУ СОШ № 4 |
6 |
Решение вопросов кадрового сопровождения дополнительных общеобразовательных программ |
До 01.09.2016 |
Руководители учреждений МБОУ СОШ № 4, МБОУ ДО «ДДТ» |
7 |
Решение других вопросов ресурсного обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ |
До 01.09.2016 |
Руководители учреждений МБОУ СОШ № 4, МБОУ ДО «ДДТ» |
8 |
Проведение диагностики интересов детей и запросов их родителей |
До 09.09.2016 |
Ж.В. Федосеева Т.Ю. Крылова |
9 |
Анализ возможностей, оценка ресурсов МБОУ СОШ № 4, МБОУ ДО «ДДТ» |
До 09.09.2016 |
Ж.В. Федосеева Т.Ю. Крылова |
10 |
Разработка плана (программы) организации внеурочной деятельности (расписание и режим внеурочных занятий, карт занятости каждого школьника и пр.) |
До 15.09.2016 |
Ж.В. Федосеева Т.Ю. Крылова Преподаватели ДО |
11 |
Разработка сетевого расписания |
До 15.09.2016 |
Ж.В. Федосеева Т.Ю. Крылова |
12 |
Планирование организации мониторинга хода обучения и результатов освоение образовательных программ |
До 20.09.2016 |
Ж.В. Федосеева Т.Ю. Крылова |
13 |
Организация реализации модели |
До 25.05.2017 |
Ж.В. Федосеева Т.Ю. Крылова |
14 |
Разработка критериев мониторинга работы модели Разработка критериальной базы и диагностического инструментария для изучения состояния системы внеурочной деятельности школьников |
До 15.10.2016 |
Ж.В. Федосеева Т.Ю. Крылова Методисты «ДДТ» Зам.директора по методической работе МБОУ СОШ № 4 |
15 |
Планирование организации мониторинга хода обучения и результатов освоение дополнительных общеобразовательных программ |
До 15.10.2016 |
Ж.В. Федосеева Т.Ю. Крылова Методисты «ДДТ» Зам. директора по методической работе МБОУ СОШ № 4 |
16 |
Координация индивидуальных и коллективных траекторий ВД школьников |
Постоянно |
Ж.В. Федосеева Т.Ю. Крылова Методисты «ДДТ» Зам. директора по методической работе МБОУ СОШ № 4 |
17 |
Анализ и оценка созданной системы |
До 15.06.2017 |
Руководители учреждений Ж.В. Федосеева Т.Ю. Крылова Методисты «ДДТ» Зам. директора по методической работе МБОУ СОШ № 4 |
8. Краткое описание выполненных работ
На проектном этапе выполнены следующие работы:
– Проведены переговоры, проанализированы проблемы, обсуждены взаимные интересы, точки зрения, поступившие предложения, состоялось согласование позиций и выработка договорённостей.
– Разработан вариант деятельности в соответствии с разработанной моделью интеграции.
– Составлен план интеграционного взаимодействия учреждений.
– Проведена индивидуальная работа с родителями детей ОВЗ по информированию по интеграционному взаимодействию.
– Разработана нормативная база организации внеурочной деятельности
– Создание программно-методического обеспечения ВД (подбор, разработка и экспертиза программ ВД и программ ДОД).
– Решен вопрос кадрового сопровождения дополнительных общеобразовательных программ.
– Решены другие вопросы ресурсного обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ (обеспечение кабинетами, необходимым инвентарем и оборудованием).
– Проведена диагностика интересов детей и запросов их родителей.
– Проведен анализ возможностей, оценка ресурсов МБОУ СОШ № 4 и МБОУ ДО «ДДТ» (уже имеющиеся дополнительные образовательные услуги, потенциал педагогов и др. участников ОД, условия, возможности сетевых и социальных партнеров для обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ).
Другие мероприятия проектного, организационно-деятельностного, аналитического этапов будут осуществляться согласно обозначенным срокам.
9. Основные результаты, полученные на данном этапе апробации модели.
- 1.Определены цели и задачи взаимодействия.
- 2.Распределены роли и функции между участниками интеграционного взаимодействия.
- 3.Подготовлен договор о совместной деятельности.
- 4.Составлен план интеграционного взаимодействия учреждений.
- 5.Разработаны положения о ВД, дополнены должностные инструкции, разработаны и заключены договора о сотрудничестве между учреждениями и учреждением и родителями.
- 6.Для обучающиеся с ОВЗ определены программы согласно интересам и запросам родителей.
- 7.Определены программы, в которых занимаются дети с ОВЗ.
- 8.Все программы обеспечены кадрами.
- 9.Все программы имеют закрепленные кабинеты, необходимый инвентарь
и оборудование.
10. Выводы
На текущем этапе апробации произошло осмысление модели интеграции, проанализированы проблемы, обустроены организационные механизмы взаимодействия школы и сотрудничающих с ней учреждения дополнительного образования и др. организаций.
Реализация данной модели обеспечивает расширение и обогащение образовательного пространства, ориентированного на создание условий для налаживания разновозрастного взаимодействия детей, большей ориентации на их интересы, потребности, способности; расширение возможностей для самоопределения и самореализации обучающихся. В связи с чем больше открывается возможностей для достижения планируемых метапредметных результатов образования обучающихся, в том числе с ОВЗ в соответствии с ФГОС.
В ходе апробации планируется провести доработку модели (при необходимости) на основании мониторинга и его результатов.
И.о. директора МБОУ СОШ № 4 Н.В. Григорьева
И.о. директора МБОУ ДО «ДДТ» Л.И. Омельяненко