Разработка модели интеграции общего и дополнительного образования для обеспечения планируемых метапредметных результатов образования обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС
Разработка модели интеграции общего и дополнительного образования для обеспечения планируемых метапредметных результатов образования обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС
Интеграция в школе общего и дополнительного образования может идти как по содержанию, так и по организационным формам.
Содержательная интеграция связывается с усилением связей программ общего образования и программ дополнительного образования по видам деятельности, созданием комплексных проектов, выращиванием на этой основе синтетических программ.
Интеграция основных и дополнительных общеобразовательных программ как тенденция развития современной системы образования нашла отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (п.19.4), предусматривающем, в частности, включение внеурочной деятельности в основную образовательную программу, и требующем включения состава и структуры направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения) в учебный план.
Согласно ФГОС внеурочная деятельность организуется
по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
Организационная интеграция, связывается с построением кооперации и отработкой механизмов взаимодействия школы и учреждения дополнительного образования.
Остановимся на основаниях разработки нашей модели интеграции общего и дополнительного образования, которая создавалась для повышения потенциала и объединения усилий разных специалистов обеих организаций, расширения пространства развития творческой, познавательной, социальной активности обучающихся, в том числе с ОВЗ, формирования у них всех видов образовательных результатов, в частности метапредметных, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Метапредметные результаты освоения АОП НОО детей с ОВЗ должны отражать:
способность принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
умение понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;
и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование речевых средств и средств информационных
и коммуникационных технологий для решения коммуникативных
и познавательных задач;
владение навыками смыслового чтения доступных по содержанию
и объему художественных текстов и научно-популярных статей
в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
владение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации по видо-родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне и пр.;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
способность к участию в совместной деятельности (определение общей
цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих);
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
владение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования (согласно приказу Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577) должны отражать:
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника
и организующей помощи тьютора;
формирование умения оценивать результат своей деятельности
в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;
формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;
развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;
формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;
развитие способности самостоятельно действовать в соответствии
с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.
В МБОУ СОШ № 4 г. Дивногорска на средней ступени обучается 4 ребенка с ОВЗ из 9, однако на 1 сентября 2016 года отмечены наиболее актуальные особые потребности детей (прибыл еще один ребенок ОВЗ): РАС (5 кл.), сахарный диабет (5 б), почечная недостаточность (6 б), ДЦП (7 б), сердечно-сосудистая система (8 б).
Модель интеграции, разработанная на базе, которую условно мы можем назвать «Школа – социокультурное пространство», представляет собой взаимодействие четырех образовательных пространств деятельности обучающихся, включая детей с ОВЗ, предполагает интеграцию учебного, внеучебного, дополнительного внутришкольного образования детей и дополнительного образования в системе сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей города Дивногорска.
Наша модель представляет организационное и содержательное единство основных структур школы и дополнительного образования как внутри школы, так и на уровне сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования и другими социальными институтами сферы организации свободного времени детей. Развитие процесса интеграции общего и дополнительного образования на межведомственной основе потребовало осмысления социально-педагогических возможностей школы и учреждений дополнительного образования детей в процессе интеграции общего и дополнительного образования, других социальных институтов, осуществляющих социальное воспитание детей в социальном пространстве города Дивногорска.
Обратимся к рассмотрению структурных компонентов модели:
1.Ценностно-целевой компонент модели.
Цель создания данной модели – обустройство образовательной деятельности на базе школы и сотрудничающих с ней учреждений дополнительного образования с целью расширения и обогащения образовательного пространства, обеспечивающего достижение планируемых метапредметных результатов образования обучающихся, в том числе с ОВЗ в соответствии с ФГОС.
Интеграция общего и дополнительного образования в организации внеурочной деятельности позволяет:
-обеспечить самостоятельный свободный выбор обучающимися видов и сфер деятельности;
-создать условия для расширения разновозрастного взаимодействия детей, большей ориентации на их интересы, потребности, способности;
-расширить возможности для самоопределения и самореализации обучающихся.
В связи с чем больше открывается возможностей для достижения следующих
метапредметных результатов:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;
- формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации
на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса.
Действия в направлении интеграции общего и дополнительного образования в нашей модели связаны с реализацией текущих задач деятельности ОУ и УДОД и построением дальнейшей перспективы повышения качества образовательных услуг и решением следующих задач:
- 1.Создание единой информационной системы работы по воспитательным и культурным мероприятиям, что предполагает систематический сбор, квалифицированное анонсирование планируемых культурных мероприятий социума, города для всех социальных институтов сферы, органичное включение их в социально-образовательную деятельность.
- 2.Разработка совместных проектов и программ, направленных
на совершенствование развития детей, в том числе с ОВЗ, и становление
у них образовательных результатов. - 3.Формирование системы работы с одаренными детьми с помощью профессиональных работников культуры, творческий объединений.
Решение названных задач в последующем потребует развития программно-методического и технологического обеспечения совместной образовательной деятельности УДОД и ОУ.
С учетом требований ФГОС школа строит взаимодействие с УДОД
на основе интеграции следующих процессов:
- организационном и содержательном единстве (по направлениям развития личности ребенка, по целеполаганию программ, по содержательному единству основных структур школы);
- ориентация на единый результат (метапредметные и личностные результаты, способность успешно осуществлять учебную, творческую, социальную деятельность);
- слаженном механизме деятельности (цикличность движения ребенка через сферы деятельности: учебную, культурную, социальную).
Такая модель взаимодействия всех структур образовательной деятельности определяет целостность устройства модели в целом, а именно взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, системы дополнительного образования, их направленность на единый результат.
Например, общегородской План мероприятий на учебный год разрабатывается с учетом всех субъектов, осуществляющих учебную
и внеурочную деятельность (образовательные учреждения города – школы № 1, № 2, № 4, № 5, № 7, № 9, МАОУ гимназия № 10, КГБОУ «Дивногорская общеобразовательная школа», учреждения дополнительного образования – МБОУ ДО «Дом детского творчества», МБОУ ДО «Детская эколого-биологическая станция»), культурную деятельность (библиотеки города Дивногорска, МБУК ГДК «Энергетик», МБУК «Дивногорский художественный музей»), социальную деятельность (МАУ молодежный центр «Дивный»), спортивную деятельность (МБОУ ДО «Дом детского творчества», МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа», плавательный бассейн «Дельфин»), позволяющий простроить личную траекторию включенности каждого ребенка в образовательный процесс,
в том числе и ребенка с ОВЗ.
2. Содержательный компонент модели.
При разработке модели рабочими группами, за которыми закреплены определенные образовательные области, проведена ревизия программ, спроектированы необходимые изменения в содержании программ, технологиях, условиях и способах контроля и оценки результатов. Для каждого из изменений определяется, каким образом оно будет осуществляться: разработано в рамках школы или с привлечением ресурсов социального пространства, сетевого взаимодействия с УДОД города Дивногорска.
Рис. 1 Модель «Школа как социокультурное пространство
1-учебная деятельность: технологии и формы обучения по ФГОС.
2-классная внеурочная деятельность: беседы, круглые столы, диспуты, экскурсии, викторины, классные часы, акции, расширяющие учебную деятельность, формирующие УУД;
3-общешкольная внеурочная деятельность, дополнительное образование ОУ: кружки, секции, студии, клубы, праздники, мероприятия, акции, конференции, соревнования и др., дополняющие, расширяющие учебную, внеурочную классную деятельность, формирующие метапредметные результаты, опыт самостоятельной деятельности;
4- дополнительное образование в системе сетевого взаимодействия ОУ с УДОД: кружки, секции, студии, клубы, праздники, мероприятия, акции, конференции, соревнования, дополняющие, расширяющие учебную, внеурочную классную деятельность, формирующие метапредметные результаты, опыт самостоятельной деятельности через организационное и содержательное единство сфер ОУ и УДОД.
Согласно модели, все виды деятельности (урочная, внеурочная), общешкольная и внешкольная должны быть ориентированы на один результат и связаны с движением ребенка через сферы: учебную, культурную, социальную. Интеграция происходит через обучение, развитие, воспитание ребенка в различных сферах деятельности за счет единого целеполагания и направления образовательных программ на школьном и внешкольном уровнях.
В основе интеграции образовательная ситуация, где у ребенка формируется определенная учебная компетентность. Педагог в учебной или внеучебной, внеурочной деятельности предлагает различные способы, методы и формы получения знаний, помогает ребенку с ОВЗ адекватно оценивая свои возможности, самоопределиться со средствами обучения, наиболее интересными понятными, эффективными для ребенка. Проанализировав первый полученный результат, самоопределившись в выборе способов, средств, форм обучения, ребенок, в т.ч. с ОВЗ, может сформулировать (построить) цель своей деятельности, направленный на заданный результат – развитие какой-либо учебной компетенции. Полученный результат ребенок закрепляет, анализирует и улучшает при дополнительных внеурочных занятиях в кружках, секциях, студиях, клубах ОУ и УДОД. Представление результата может быть как на классном, так и на школьном, муниципальном уровнях и во всех сферах образовательной деятельности. Представление продукта на более высоком уровне способствует развитию деятельности ребенка, его самоопределению, формированию и развитию компетенции.
Для получения результата используются следующие виды деятельности ребенка:
-репродуктивная;
-поисковая;
-исследовательская;
-творческая.
3.Организационно-управленческий компонент.
Главной целью внеурочной деятельности нашей школы является: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни
в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития
и социализации каждого обучающегося с ОВЗ, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.
Задачи внеурочной деятельности:
- Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с ОВЗ с учетом их возрастных
и индивидуальных особенностей;
- Развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
- Развитие возможных избирательных способностей и интересов обучающегося в разных видах деятельности;
- Формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя;
- Расширение представлений обучающегося о мире и о себе, его социального опыта;
- Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
- Формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- Формирование умений, навыков социального общения людей;
- Расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи
и образовательной организации;
- Развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
Все обучающиеся с ОВЗ включены во внеурочную деятельность школы. Занятия проводятся в форме кружков, секций, школьных научных обществ, олимпиад, конференций, круглых столов, диспутов, соревнований, экскурсий, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов,
и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть
у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- приобретение учащимися с ограниченными возможностями здоровья социального опыта;
- приобретение школьниками с ограниченными возможностями здоровья опыта самостоятельного общественного действия.
На базе школы работают следующие объединения дополнительного образования, в которых имеют возможность заниматься обучающиеся с ОВЗ:
- Программа «Спортивный мир»: общефизическая подготовка;
- Программа «Спортивный мир»: модуль теннис;
- Программа «Туризм»;
- Программа «Белая ладья»;
- Программа «Очумелые ручки», модуль «Прикладное творчество»;
- Программа «Виртуальная реальность», модуль «Информационная деятельность человека»;
- Вокально-хоровая студия «Камертон», программа «Поём вместе»;
- Программа «Школьный праздник: от А до Я». Модули: «Школьные ведущие», «Создаем сценарий», «Работа со звуком».
На базе образовательного учреждения педагоги дополнительного образования города проводят занятия: педагог МБОУ ДО «Дом детского творчества» ведет занятия по работе с бисером, педагог МБОУ ДО «Детская эколого-биологическая станция» - занятия экологической направленности.
Трое обучающихся с ОВЗ посещают занятия в учреждениях дополнительного образования города (МБОУ ДО «Дом детского творчества» – танцевальный ансамбль «Огонёк», МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» – секция «Горные лыжи», секция «Баскетбол», плавательный бассейн «Дельфин» – занятия по плаванию).
Работа всех школьных кружков и секций, кружков дополнительного образования направлена на реализацию цели – достижения максимально возможных положительных результатов в социально-бытовой адаптации детей.
4.Аналитико-рефлексивный компонент.
Анализ процессов интеграции основывается на механизмах мониторинга результатов интеграции внутри учреждений: ОУ и УДОД и потребовал разработки системы диагностики ее эффективности. Проведение мониторинга основывается на компонентах мониторинга, разработанных и согласованных совместно с взаимодействующими учреждениями.
Один из главных компонентов системы мониторинга – программы внеурочной деятельности. Цель этой диагностики – оценка эффективности тех видов внеурочной деятельности, в которые вовлечен обучающийся, в т.ч. с ОВЗ.
Предмет диагностики:
- рост социальной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- рост мотивации к активной познавательной деятельности;
- уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
- качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и
нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);
- удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Объекты контроля и анализа:
1. Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;
2. Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;
3. Анкетирование школьников с ограниченными возможностями здоровья и
родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;
4. Анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля.
5. Вовлеченность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочную образовательную деятельность, как на базе школы, так и вне ОУ;
6. Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных
отношений;
7. Результативность участия субъектов образования в целевых программах и
проектах различного уровня.