Памятка по психологической поддержке детей, прибывающих с территории Украины
Памятка по психологической поддержке детей,
прибывающих с территории Украины
1. О психическом и психологическом состоянии детей, прибывающих с территории Украины
«Запас прочности» и сил у ребёнка намного меньше, чем у взрослого. Некоторые детские проблемы часто кажутся взрослым несерьёзными, однако для ребёнка они важны и значимы. Взрослые и не подозревают, как легко можно ранить ребёнка. У детей слишком мало возможностей рассказать о том, что их мучает и беспокоит – им самим это не вполне ясно. Иногда ребёнок не рассказывает о своих чувствах близким людям, потому что не хочет их огорчать и расстраивать.
Как же взрослым узнать о том, что ребёнок испытывает душевное страдание? Переживания и внутренние конфликты всегда находят способ заявить о себе. Так, они могут проявляться в виде:
проблем в школе – ухудшение успеваемости и поведения, потеря интереса к учебе;
конфликтов в семье – частые ссоры и разногласия между ребёнком и родителями, братьями и сёстрами;
трудностей в общении: замкнутость, неумение находить общий язык со сверстниками, агрессивное или вызывающее поведение;
душевных страданий: частые слёзы, подавленность, неожиданные смены настроения без видимых причин, раздражительность, обидчивость, многочисленные страхи, кошмарные сны;
проблем со здоровьем: расстройство сна или аппетита, боли в животе, головные боли, заикание, энурез, нервные тики.
2. Дети – свидетели войн и конфликтов
Немало детей из семей беженцев пережили ужас бомбёжек, смерть родных и близких людей. Даже если дети и не видели военных действий вблизи,
не находились непосредственно в горячих точках, война всё равно присутствовала
в их жизни и постоянно напоминала о себе.
Если дети были свидетелями трагических событий или просто знают о них – значит, им нужна помощь. Тяжёлые воспоминания могут оставаться с детьми до тех пор, пока горе не будет пережито и разделено с близкими людьми.
Внимательно выслушивайте детей, и тогда они получат возможность выразить то, что их мучает и беспокоит.
Старайтесь отвечать на вопросы детей, касающиеся их тревожных воспоминаний.
3. Между двумя мирами
Переезд в другую страну – тяжелое испытание для детей и взрослых.
Обычно дети привыкают к новой культуре быстрее взрослых: они более податливы и восприимчивы. А родителям хотелось бы, чтобы их дети сохранили привычки и ценности, принятые на родине. Жёсткость и неуступчивость родителей в этом вопросе вынуждают детей быть скрытными, и вести себя в школе и дома
по-разному, иначе новые друзья могут отвернуться от них.
Рассказывайте детям о культурных традициях и истории родной страны, но в то же время позволяйте им знакомиться с местной культурой и перенимать некоторые привычки и особенности поведения местного населения.
Заинтересуйте ребёнка занятиями в спортивных секциях, кружках, студиях, клубах и других творческих, научных и спортивных объединениях детей и молодёжи.
5. Новая школа
Из-за перерыва в занятиях, стресса, вызванного новой обстановкой, дети могут учиться не так хорошо, как это было раньше. Плохие оценки и другие школьные неудачи очень расстраивают ребёнка - никому не хочется быть двоечником.
Не наказывайте ребёнка слишком строго за плохие оценки: вряд ли у него есть возможность сейчас учиться лучше. Хвалите детей даже за небольшие достижения, не заостряйте внимания на его неудачах. Вселяйте в ребенка уверенность, что он постепенно справится с трудностями.
6. Дети и родители дома
Тяжелые бытовые условия, теснота, неустроенность. Усталость и постоянные стрессы не оставляют сил на полноценное общение с детьми, а дети очень переживают из-за недостатка тепла и внимания, несправедливых наказаний.
По сравнению с бытовыми и материальными неурядицами такие проблемы, как напряженный режим дня ребёнка, его страхи, переживания, душевные потребности кажутся второстепенными. Но детство – фундамент будущей жизни любого человека. И сделать его по-настоящему прочным могут только родители.
Рекомендации, с которыми стоит познакомить родителей (как необходимо вести себя родителям с детьми):
- Дайте детям почувствовать, что при любых обстоятельствах Вы и Ваша любовь останутся с ними.
- Жизнь детей должна быть упорядоченной, особенно если они не ходят в школу. Важно, чтобы они в одно и то же время вставали по утрам, ели, гуляли и ложились спать примерно в одно и то же время.
- Избегайте ссор и выяснения отношений в присутствии детей.
- Интересуйтесь домашними занятиями детей, рисуйте и играйте вместе с ними.
- Дети нуждаются в терпении: останавливайте их, если они делают что-нибудь не так, но не наказывайте их физически и не угрожайте наказанием, а спокойно поговорите с ними и объясните, почему ребёнку не следовало бы делать так, при этом не настаивая, а давая совет.
- Будьте последовательными в наказаниях и похвалах.
- Старайтесь уделять всем детям равное внимание, не выделяя кого-то из них.
- Когда Вы раздражены и устали, не срывайте свое настроение на детях, а лучше объясните им причину Вашего состояния.
- Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какими хотят видеть Вас Ваши дети? Конечно же, добрыми, любящими, веселыми, жизнерадостными. Возможно ли такое в Вашем положении, когда приходиться не жить, а выживать? Когда одновременно до десяти человек ютятся в однокомнатных квартирах?
- Для каждого ребёнка его родители – самые лучшие, добрые и сильные. Постарайтесь не обсуждать в присутствии детей случаи несправедливого, жестокого обращения с Вами. Не запугивайте детей, особенно милицией.
- Вселяйте в детей веру в будущее и в собственные силы.
- Вопреки всему, ради себя и своей семьи, будьте такими, какими хотят Вас видеть Ваши дети.
Источник
Письмо Минобрнауки России от 14.08.2014 N 08-1081 "О направлении методических рекомендаций по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территории Украины"
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167346/?frame=1
© КонсультантПлюс, 1992-2014